Борки, тогда еще не упомянутые ни в одной летописи, по данным археологов превратились в крупное древнерусское торговое поселение. Здесь умели писать: на пряслице из красного шифера диаметром 22 мм, найденном на селище в 1945 году, были обнаружены буквенные знаки. А один из типов жилищ X века археологи всей Европы называют «полуземлянками борковского типа».
Не исключено, что именно для «присмотра» за борковскими торговцами рязанские князья построили в конце XI века в нескольких сотнях метров на крутом мысу новую крепость Переяславль-Рязанский.
Церковь Богоявления Господня в Борках впервые упоминается в начале XV века, а в списке с грамоты 1557 значится уже как каменная при «царевом и великого князя Иоанна Васильевича мужском Богоявленском монастыре». Монастырь владел лесами, в которых можно было забирать мед у диких пчел, но эти угодья были уничтожены «в 1619 году при набеге черкас». В 1673 году церковь перестроили в современную.
Про старых борковчан
Старожилы в Канищеве рассказывают, что лет 200 или 300 назад в Борках мужчин было больше, чем женщин. На острове селились предприимчивые парни, а жен для всех не хватало.
Начали борковские парни ходить к канищевским девушкам. Но родители запрещали им на них жениться: канищевские крестьяне были крепостными, а борковские, после изъятия у монастырей — государственными.
Тогда придумали, по словам рассказчиков, интересный ход: некоторых из своих дочерей канищевские жители регистрировали не в своей церкви, а в борковской. Подрастала через 15-17 лет такая девушка — и могла смело выходить замуж за борковчанина: никто из взрослых не был против.