Понятно, что первыми борковчанами стали те самые первобытные люди, жилища и могильники которых раскопали археологи. Долгое время они просто жили на песчаных дюнах, охотились в соседних лесах по берегам Оки, Павловки и Плетенки, ловили рыбу в этих же реках, собрали грибы, ягоды и орехи. Когда настали времена земледелия и скотоводства, местное население начали распахивать участки земли, завели свиней, коров и коз.
В свои могильники рязано-окцы клали вещи, характерные для конных воинов — уздечки, плети. После VII века раскопки их городищ показывают большой пожар и уничтожение: на них, быть может, напали из степи кочевники. Многие ученые считают, что разгромленные жители отступили в леса, став предками мещеры и современной мордвы.
Примерно 1100 лет назад на приокские земли пришли славянские племена. Они смешались с теми, кто жил здесь раньше — и стали предками большинства современных рязанцев.
Как из Трубежа выгнали гигантского сома
Существует у борковских стариков такое поверье: когда-то давным-давно, когда село Заокское еще называлось Рыковой слободой, заплыл из Оки в Трубеж огромный сом — килограммов на 100. В апреле рыбаки видели, как он плещется и дали ему имя Усатый. В мае он стал рвать рыбацкие сети и даже сломал мостки, с которых женщины стирали белье. В июне напугал купающихся девушек, тыкаясь в них носом. В июле перевернул лодку.
И тогда на гиганта Усатого началась облава. Борковские мужики поставили рядом друг с другом восемь лодок, зажгли факелы, стали бить веслами по воде, кидать на дно камни. Увидели, что сом от них убегает — и поплыли за ним, постепенно выгоняя из Трубежа. Так и выгнали к Луковскому лесу.
Вскоре про сома заговорили в Рыковой слободе. Только там дали ему другое имя — Рык.